В условиях санкционных сдвигов российской экономики ВМТП усиливает контейнеризацию, развивая мощности и закупая технику. К 2025 году порт сможет обрабатывать до 1 млн TEU, а реализация совместного проекта с ГК «Росатом» может удвоить эти показатели. О развитии порта в новой реальности рассказывает управляющий директор ПАО «ВМТП» Николай Ермолаев.
– Каковы итоги работы порта за первый квартал 2023 года в номенклатуре и судозаходах? Каковы тенденции?
– Владивостокский морской торговый порт продолжает развивать направление контейнерных грузов, оставаясь по итогам последних трех лет лидером среди портов России по контейнерообороту. За первые три месяца 2023 года оборот порта в целом вырос на 5% до 3,2 млн тонн. Оборот контейнеров при этом увеличился на 11% до 213,1 тыс. TEU, что подтверждает тенденцию контейнерной специализации порта. Планируем, что в 2023 году оборот контейнеров вырастет примерно на 10%, до 840 тыс. TEU. Что касается судозаходов, то в текущем году их среднемесячное количество на 43% выше, чем в прошлом.
– В 2022 году ВМТП достиг рекордного для себя показателя в 13,6 млн тонн различных грузов. Каковы планы по увеличению доли контейнеров?
– На сегодня в общем объеме перевалки контейнерные грузы составляют более 60%, и их доля растет. На это есть причины. Отчасти это связано с колебаниями на валютном рынке и их влиянием на активность некоторых товарных групп. Например, перевалка металлов снижается, хотя у нас есть необходимые мощности. В то же время растет спрос на контейнерные грузы. Сегодня мы делаем на них основной упор, это основное направление в стратегии развития ВМТП.
– Планируете отказаться от перевалки угля?
– Мы планомерно движемся в этом направлении.
– Руководство FESCO на днях заявило, что к 2025 году контейнерный оборот ВМТП вырастет примерно в 1,7 раз, достигнув максимума в 1 млн TEU. Каким образом этого можно достичь при дефиците территории и ограниченной пропускной способности Восточного полигона? И что, по вашим оценкам, будет с портом в этом плане через десять лет?
– По моему убеждению, порт – это не склад, и его оборот зависит, в первую очередь, от эффективности организации процесса обработки и отправки грузов. Конечно, при определенных объемах территория становится лимитирующим фактором, и достичь оборота Пусана на относительно небольшом пространстве ВМТП вряд ли возможно. Тем не менее заявленный объем в 1 млн TEU рассчитан, исходя из возможностей работы в нормальном режиме. Для обеспечения этой возможности в порту реализуется программа расширения и оптимизации контейнерных площадей. Программа включает закупку новой техники и модернизацию IT-инфраструктуры. Мы исходим из того, что каждая деталь влияет на рост грузооборота. Что касается пропускной способности ж/д, то все наши планы по увеличению грузооборота согласованы с перевозчиком. Благодаря сотрудничеству с ОАО «РЖД» и при участии Минтранса нам удается избегать перегрузки в пиковые сезоны и наращивать объемы отправок. Например, если в начале прошлого года мы отправляли 5,5 поездов по 140 TEU в сутки, то в октябре было уже более 7, сейчас мы рассчитываем на 8, а в дальнейшем на 10 поездов в сутки. То есть мы планомерно работаем над решением актуальных задач, ставя понятные цели. А что будет с портом через десть лет? На этот вопрос, наверное, вряд ли кто ответит. В нынешних условиях сложно прогнозировать на такую далекую перспективу.
– На сколько процентов был загружен порт в пиковый сезон прошлого года? Почему некоторые суда ожидали разгрузки до месяца? Какие прогнозы по загрузке в этом году?
– Действительно, в 2021 году нагрузка на дальневосточные порты резко возросла, а в 2022 году грузопоток увеличился еще больше: доля грузооборота страны, который прошел через порты нашего региона, составила 53% против 38% годом ранее. Из этого объема порядка 40% обработал ВМТП. Да, порт был максимально загружен, но он работал в штатном режиме и в максимально возможные сроки обрабатывал грузы. С января по август 2022 года средняя загруженность склада составляла 23 тыс. TEU, с сентября – выросла до 30 тыс. TEU. Задержки до месяца в обработке судов действительно возникали, но на тех судах, которые приходили вне графика. Суда в графике мы обрабатывали своевременно. Учитывая уже упомянутое сотрудничество с ОАО «РЖД», в этом году мы рассчитываем на нормальный режим работы.
– Насколько усложнил работу уход с рынка глобальных контейнерных операторов и занятие этой ниши другими компаниями, вероятно, менее упорядоченными? Сколько сейчас контейнерных линий и каких обслуживает порт? Какова тенденция в 2023-м?
– Геополитическая обстановка, безусловно, повлияла на состав морских перевозчиков. Да, с рынка ушли европейские компании, однако их место заняли отечественные и азиатские, среди которых есть и крупные перевозчики с качеством организации бизнеса, не уступающим западным коллегам. Тем не менее на выстраивание новых отношений и синхронизацию графиков у нас ушло некоторое время, примерно полгода. За это время перевозчики наладили свое расписание и упорядочили работу на Дальнем Востоке. Сегодня мы работаем как с крупными, так и с небольшими линиями. В целом тоннаж флота снизился, а количество игроков увеличилось. Однако, в этом есть свои плюсы, диверсификация линий дает больше возможностей прогнозировать поток. Точное количество линий назвать сложно, потому что рынок до сих пор пребывает в становлении. Отмечу, что проблем мы не испытываем, все идет по графику. Сегодня загруженность склада составляет порядка 25 тыс. TEU.
– Насколько увеличили пропускную способность порта введенные в этом году дополнительные складские площади – для авто и контейнеров? Какие перспективы по увеличению площадей в 2023 г и ближайшей перспективе? За счет какой территории?
– Результатом модернизации складских территорий станет увеличение общей площади для хранения контейнеров на 20%. Так, 1 апреля 2023 года на причале №8 состоялся запуск новой контейнерной площадки размером 13,5 тыс. кв. м. Ранее здесь располагался склад №81 для грузов разной номенклатуры. Новая площадка обеспечит прирост эксплуатационной емкости склада на 5% (+1113 TEU). В 2024 году мы планируем открыть еще одну контейнерную площадку емкостью около 900 TEU на месте склада №91. Также планируем модернизировать покрытие на контейнерном терминале площадью более 45 тыс. кв. м. В этом году начинаем работы. Кроме того, в январе 2023 года Владивостокский автомобильный терминал запустил в эксплуатацию новый склад временного хранения авто. С появлением этой площадки мы увеличили объем складов единовременного хранения практически на 30%, до 4,2 тыс. машиномест.
– Каковы планы по увеличению глубин порта и развитию причальной инфраструктуры?
– Сегодня самая большая глубина порта – 13 м. В ВМТП запланирована комплексная программа по развитию ж/д и морского грузовых фронтов. На стадии проектирования реконструкция 7, 8, 10, 11, 12 и 13 причалов. Программа подразумевает реконструкцию причальных стенок и увеличение глубин до 14-15 м. После реконструкции на причалах будет установлена новая техника, крановое оборудование. Ориентировочно реконструкция причалов будет закончена к 2025-2026 годам.
– Есть ли планы по строительству сухих терминалов?
– Учитывая стесненность порта, мы рассматриваем сухие терминалы как перспективу, но пока об этом рано говорить.
– О программе модернизации порта, включающей техническое и программное переоснащение – насколько ее реализация страдает от санкций?
– ВМТП приобретает технику, запчасти и комплектующие, в основном, у китайских поставщиков. Что касается программного оснащения, то в порту действуют собственные цифровые разработки – от мобильных приложений для клиентов до объемной информационной системы терминала, и даже программа на основе искусственного интеллекта - «цифровой двойник», все это увеличивает скорость портовых операций.
– Насколько ввод нового программного обеспечения повысил эффективность работы порта?
– По нашим оценкам, с начала использования новой программы в 2022 году время обработки контейнеров сократилось примерно на 10-15%. Сервис позволяет видеть перемещение каждого контейнера в порту в режиме реального времени, отслеживать приходящие объемы. За счет анализа больших массивов данных мы можем рассчитать оптимальные маршруты передвижения и размещения грузов. В этом году цифровой сервис дорабатывается, в том числе с учетом поступающей техники.
– На 2023 год анонсировано масштабное поступление техники. Каков объем закупок и по какому графику идет поступление?
– В рамках стратегии развития до 2025 года порт закупит более 170 единиц техники. В этом году планируется закупить 73 единицы. График поступления разный: что-то уже оплачено и поступит в 2023 году, по каким-то позициям только подписываем договоры. В 2023 году ожидаем поставку 20 кранов RTG, 3 кранов STS, а также 14 погрузчиков и один тракмобиль. Во втором полугодии 2023 года ожидаем поставки 29 новых тягачей с полуприцепами и 6 ричстакеров.
– Как продвигается проект с Росатомом о создании Восточного транспортно-логистического узла? На какой объем перевалки он рассчитан? Где он будет размещен?
– В рамках соглашения, заключенного в 2021 году, ВМТП приступил к реализации инвестиционного проекта по созданию Восточного транспортно-логистического узла (ВТЛУ). На территории порта планируется построить современный глубоководный терминал с двумя причалами общей длиной 750 м с глубинами порядка 16,5 м. Терминал или, как мы его сейчас называем, причал № 17, будет расположен в западной части порта, за причалом №16. Новый терминал позволит принимать контейнеровозы типа PostPanamax вместимостью больше 10 тыс. TEU. Общая площадь территории для размещения объектов ВТЛУ будет составлять 23,5 гектаров. Терминал предполагает создание более 850 рабочих мест.
– Как в условиях территориальных и логистических ограничений соотносятся плановые мощности терминала ВТЛУ с заявленным максимумом порта 1 млн TEU к 2025 году?
– Терминал ВТЛУ будет работать по модели трансшипмента. По сути груз будет перегружаться с одних судов на другие, более подходящие по специфике дальнейшего плавания, это зависит от того, куда они следуют – на север или на юг. Таким образом, нагрузка на дорожную инфраструктуру не увеличится.
– На какой стадии сейчас проект? Что будет сделано в этом году?
– На данный момент проект находится на стадии разработки проектной документации. Работаем в направлении техзаказчика, ведутся проектно-изыскательные работы. Затем нам предстоит этап госэкспертизы, а уже после положительного заключения планируем начинать строительство.
– Сообщалось, что к 2023 году ВМТП планировал удвоить мощности энергоснабжения, снизив зависимость от муниципальных сетей, насколько этот проект проходит успешно?
– Действительно, порт планирует увеличить энергомощности в объеме, учитывающем расширение производства. Проект по строительству собственной подстанции для оптимизации энергоснабжения был начат в 2021 году. Сегодня работы продолжаются. Подписаны контракты на проектирование и поставку оборудования. Планируем, что в этом году закончим проектирование и в 2024 году перейдем к строительству. Что касается зависимости от городских сетей, то это не проблема, на случай пиковой нагрузки порт обладает резервной генерацией.
– Двойной вопрос: какая доля налогов порта идет в региональный бюджет, и согласны ли вы с идеей, что, если бы бенефициаром предприятия был бы, условно говоря, регион, то симбиоз предприятия и территории был бы более крепкой основой для развития самого порта?
– ВМТП традиционно входит в число крупнейших налогоплательщиков и работодателей региона. На предприятии трудится порядка 2 тыс. сотрудников, плюс 850 планируемых рабочих мест, которые даст модернизация порта. Мы плотно сотрудничаем с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и главой города Константином Шестаковым, реализуем совместные проекты в сфере устойчивого развития. Как недавно сказал мэр Владивостока, исторически порт – это неотъемлемая часть города и основа экономики региона, тот существенный элемент, который обеспечивает его будущее.