1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Николай Ермолаев: ВМТП планирует увеличить оборот контейнеров на треть

3 мая 2023   14:00

Николай Ермолаев: ВМТП планирует увеличить оборот контейнеров на треть

Николай Ермолаев, фото предоставлено ВМТП

В условиях санкционных сдвигов российской экономики ВМТП усиливает контейнеризацию, развивая мощности и закупая технику. К 2025 году порт сможет обрабатывать до 1 млн TEU, а реализация совместного проекта с ГК «Росатом» может удвоить эти показатели. О развитии порта в новой реальности рассказывает управляющий директор ПАО «ВМТП» Николай Ермолаев.

 Каковы итоги работы порта за первый квартал 2023 года в номенклатуре и судозаходах? Каковы тенденции?

 Владивостокский морской торговый порт продолжает развивать направление контейнерных грузов, оставаясь по итогам последних трех лет лидером среди портов России по контейнерообороту. За первые три месяца 2023 года оборот порта в целом вырос на 5% до 3,2 млн тонн. Оборот контейнеров при этом увеличился на 11% до 213,1 тыс. TEU, что подтверждает тенденцию контейнерной специализации порта. Планируем, что в 2023 году оборот контейнеров вырастет примерно на 10%, до 840 тыс. TEU. Что касается судозаходов, то в текущем году их среднемесячное количество на 43% выше, чем в прошлом.

 В 2022 году ВМТП достиг рекордного для себя показателя в 13,6 млн тонн различных грузов. Каковы планы по увеличению доли контейнеров?

 На сегодня в общем объеме перевалки контейнерные грузы составляют более 60%, и их доля растет. На это есть причины. Отчасти это связано с колебаниями на валютном рынке и их влиянием на активность некоторых товарных групп. Например, перевалка металлов снижается, хотя у нас есть необходимые мощности. В то же время растет спрос на контейнерные грузы. Сегодня мы делаем на них основной упор, это основное направление в стратегии развития ВМТП.

Фото предоставлено ВМТП

 Планируете отказаться от перевалки угля?

 Мы планомерно движемся в этом направлении.

 Руководство FESCO на днях заявило, что к 2025 году контейнерный оборот ВМТП вырастет примерно в 1,7 раз, достигнув максимума в 1 млн TEU. Каким образом этого можно достичь при дефиците территории и ограниченной пропускной способности Восточного полигона? И что, по вашим оценкам, будет с портом в этом плане через десять лет?

 По моему убеждению, порт – это не склад, и его оборот зависит, в первую очередь, от эффективности организации процесса обработки и отправки грузов. Конечно, при определенных объемах территория становится лимитирующим фактором, и достичь оборота Пусана на относительно небольшом пространстве ВМТП вряд ли возможно. Тем не менее заявленный объем в 1 млн TEU рассчитан, исходя из возможностей работы в нормальном режиме. Для обеспечения этой возможности в порту реализуется программа расширения и оптимизации контейнерных площадей. Программа включает закупку новой техники и модернизацию IT-инфраструктуры. Мы исходим из того, что каждая деталь влияет на рост грузооборота. Что касается пропускной способности ж/д, то все наши планы по увеличению грузооборота согласованы с перевозчиком. Благодаря сотрудничеству с ОАО «РЖД» и при участии Минтранса нам удается избегать перегрузки в пиковые сезоны и наращивать объемы отправок. Например, если в начале прошлого года мы отправляли 5,5 поездов по 140 TEU в сутки, то в октябре было уже более 7, сейчас мы рассчитываем на 8, а в дальнейшем на 10 поездов в сутки. То есть мы планомерно работаем над решением актуальных задач, ставя понятные цели. А что будет с портом через десть лет? На этот вопрос, наверное, вряд ли кто ответит. В нынешних условиях сложно прогнозировать на такую далекую перспективу.

 На сколько процентов был загружен порт в пиковый сезон прошлого года? Почему некоторые суда ожидали разгрузки до месяца? Какие прогнозы по загрузке в этом году?

 Действительно, в 2021 году нагрузка на дальневосточные порты резко возросла, а в 2022 году грузопоток увеличился еще больше: доля грузооборота страны, который прошел через порты нашего региона, составила 53% против 38% годом ранее. Из этого объема порядка 40% обработал ВМТП. Да, порт был максимально загружен, но он работал в штатном режиме и в максимально возможные сроки обрабатывал грузы. С января по август 2022 года средняя загруженность склада составляла 23 тыс. TEU, с сентября – выросла до 30 тыс. TEU. Задержки до месяца в обработке судов действительно возникали, но на тех судах, которые приходили вне графика. Суда в графике мы обрабатывали своевременно. Учитывая уже упомянутое сотрудничество с ОАО «РЖД», в этом году мы рассчитываем на нормальный режим работы.

Фото предоставлено ВМТП

 Насколько усложнил работу уход с рынка глобальных контейнерных операторов и занятие этой ниши другими компаниями, вероятно, менее упорядоченными? Сколько сейчас контейнерных линий и каких обслуживает порт? Какова тенденция в 2023-м?

 Геополитическая обстановка, безусловно, повлияла на состав морских перевозчиков. Да, с рынка ушли европейские компании, однако их место заняли отечественные и азиатские, среди которых есть и крупные перевозчики с качеством организации бизнеса, не уступающим западным коллегам. Тем не менее на выстраивание новых отношений и синхронизацию графиков у нас ушло некоторое время, примерно полгода. За это время перевозчики наладили свое расписание и упорядочили работу на Дальнем Востоке. Сегодня мы работаем как с крупными, так и с небольшими линиями. В целом тоннаж флота снизился, а количество игроков увеличилось. Однако, в этом есть свои плюсы, диверсификация линий дает больше возможностей прогнозировать поток. Точное количество линий назвать сложно, потому что рынок до сих пор пребывает в становлении. Отмечу, что проблем мы не испытываем, все идет по графику. Сегодня загруженность склада составляет порядка 25 тыс. TEU.

 Насколько увеличили пропускную способность порта введенные в этом году дополнительные складские площади – для авто и контейнеров? Какие перспективы по увеличению площадей в 2023 г и ближайшей перспективе? За счет какой территории?

 Результатом модернизации складских территорий станет увеличение общей площади для хранения контейнеров на 20%. Так, 1 апреля 2023 года на причале №8 состоялся запуск новой контейнерной площадки размером 13,5 тыс. кв. м. Ранее здесь располагался склад №81 для грузов разной номенклатуры. Новая площадка обеспечит прирост эксплуатационной емкости склада на 5% (+1113 TEU). В 2024 году мы планируем открыть еще одну контейнерную площадку емкостью около 900 TEU на месте склада №91. Также планируем модернизировать покрытие на контейнерном терминале площадью более 45 тыс. кв. м. В этом году начинаем работы. Кроме того, в январе 2023 года Владивостокский автомобильный терминал запустил в эксплуатацию новый склад временного хранения авто. С появлением этой площадки мы увеличили объем складов единовременного хранения практически на 30%, до 4,2 тыс. машиномест.

 Каковы планы по увеличению глубин порта и развитию причальной инфраструктуры?

 Сегодня самая большая глубина порта – 13 м. В ВМТП запланирована комплексная программа по развитию ж/д и морского грузовых фронтов. На стадии проектирования реконструкция 7, 8, 10, 11, 12 и 13 причалов. Программа подразумевает реконструкцию причальных стенок и увеличение глубин до 14-15 м. После реконструкции на причалах будет установлена новая техника, крановое оборудование. Ориентировочно реконструкция причалов будет закончена к 2025-2026 годам.

Фото предоставлено ВМТП

 Есть ли планы по строительству сухих терминалов?

 Учитывая стесненность порта, мы рассматриваем сухие терминалы как перспективу, но пока об этом рано говорить.

 О программе модернизации порта, включающей техническое и программное переоснащение  насколько ее реализация страдает от санкций?

 ВМТП приобретает технику, запчасти и комплектующие, в основном, у китайских поставщиков. Что касается программного оснащения, то в порту действуют собственные цифровые разработки – от мобильных приложений для клиентов до объемной информационной системы терминала, и даже программа на основе искусственного интеллекта - «цифровой двойник», все это увеличивает скорость портовых операций.

 Насколько ввод нового программного обеспечения повысил эффективность работы порта?

 По нашим оценкам, с начала использования новой программы в 2022 году время обработки контейнеров сократилось примерно на 10-15%. Сервис позволяет видеть перемещение каждого контейнера в порту в режиме реального времени, отслеживать приходящие объемы. За счет анализа больших массивов данных мы можем рассчитать оптимальные маршруты передвижения и размещения грузов. В этом году цифровой сервис дорабатывается, в том числе с учетом поступающей техники.

 На 2023 год анонсировано масштабное поступление техники. Каков объем закупок и по какому графику идет поступление?

 В рамках стратегии развития до 2025 года порт закупит более 170 единиц техники. В этом году планируется закупить 73 единицы. График поступления разный: что-то уже оплачено и поступит в 2023 году, по каким-то позициям только подписываем договоры. В 2023 году ожидаем поставку 20 кранов RTG, 3 кранов STS, а также 14 погрузчиков и один тракмобиль. Во втором полугодии 2023 года ожидаем поставки 29 новых тягачей с полуприцепами и 6 ричстакеров.

 Как продвигается проект с Росатомом о создании Восточного транспортно-логистического узла? На какой объем перевалки он рассчитан? Где он будет размещен?

 В рамках соглашения, заключенного в 2021 году, ВМТП приступил к реализации инвестиционного проекта по созданию Восточного транспортно-логистического узла (ВТЛУ). На территории порта планируется построить современный глубоководный терминал с двумя причалами общей длиной 750 м с глубинами порядка 16,5 м. Терминал или, как мы его сейчас называем, причал № 17, будет расположен в западной части порта, за причалом №16. Новый терминал позволит принимать контейнеровозы типа PostPanamax вместимостью больше 10 тыс. TEU. Общая площадь территории для размещения объектов ВТЛУ будет составлять 23,5 гектаров. Терминал предполагает создание более 850 рабочих мест.

Фото предоставлено ВМТП

 Как в условиях территориальных и логистических ограничений соотносятся плановые мощности терминала ВТЛУ с заявленным максимумом порта 1 млн TEU к 2025 году?

 Терминал ВТЛУ будет работать по модели трансшипмента. По сути груз будет перегружаться с одних судов на другие, более подходящие по специфике дальнейшего плавания, это зависит от того, куда они следуют – на север или на юг. Таким образом, нагрузка на дорожную инфраструктуру не увеличится.

 На какой стадии сейчас проект? Что будет сделано в этом году?

 На данный момент проект находится на стадии разработки проектной документации. Работаем в направлении техзаказчика, ведутся проектно-изыскательные работы. Затем нам предстоит этап госэкспертизы, а уже после положительного заключения планируем начинать строительство.

– Сообщалось, что к 2023 году ВМТП планировал удвоить мощности энергоснабжения, снизив зависимость от муниципальных сетей, насколько этот проект проходит успешно?

 Действительно, порт планирует увеличить энергомощности в объеме, учитывающем расширение производства. Проект по строительству собственной подстанции для оптимизации энергоснабжения был начат в 2021 году. Сегодня работы продолжаются. Подписаны контракты на проектирование и поставку оборудования. Планируем, что в этом году закончим проектирование и в 2024 году перейдем к строительству. Что касается зависимости от городских сетей, то это не проблема, на случай пиковой нагрузки порт обладает резервной генерацией.

 Двойной вопрос: какая доля налогов порта идет в региональный бюджет, и согласны ли вы с идеей, что, если бы бенефициаром предприятия был бы, условно говоря, регион, то симбиоз предприятия и территории был бы более крепкой основой для развития самого порта?

 ВМТП традиционно входит в число крупнейших налогоплательщиков и работодателей региона. На предприятии трудится порядка 2 тыс. сотрудников, плюс 850 планируемых рабочих мест, которые даст модернизация порта. Мы плотно сотрудничаем с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и главой города Константином Шестаковым, реализуем совместные проекты в сфере устойчивого развития. Как недавно сказал мэр Владивостока, исторически порт – это неотъемлемая часть города и основа экономики региона, тот существенный элемент, который обеспечивает его будущее.